Пошив кукол в национальных костюмах. Кукла своими руками

ирина курка

Это пособие актуально в обучении и воспитании как детей дошкольного, так и школьного возраста. Нравственное воспитание- один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств : любви к родному краю, Советской Родине, уважение к людям других национальностей . Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый. Интересно узнать и о народах своего города, о их культуре, о народных костюмах . По иллюстрациям рассказывать детям- это скучно, гораздо интереснее когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее. Да и когда кабинет разнообразно оформлен, это плюс педагогу. Но народное образование слабо финансируется, поэтому многие пособия приходится делать своими руками. Предлагаю подробную технику выполнения куклы в азербайджанском костюме из простых , подручных материалов. По такой же технологии можно сделать любой национальный костюм .

Используемые материалы :

Пластиковая бутылка -1 литр,

Синтепон,

Ткань : бардовый и красный атлас, белый капрон,

Пряжа черного или коричневого цвета,

Метр, карандаш, ножницы, швейная машина,

Эскиз костюма .

Описание работы :

Прежде чем приступить к работе, необходимо найти иллюстрацию данного национального костюма .

Начинаем формировать голову. Сложив вдвое капрон (чтоб не просвечивал синтепон, вырезаем круг диаметром 25 см.

Куском синтепона обернуть крышку бутылки, сверху накрыть капроном и туго обмотать нитками.

Сформировать по форме голову, подтянуть ткань за края, получилась голова.


Измерив объём бутылки, рассчитаем выкройку.

Расчерчиваем прямоугольник где ширина : обхват бутылки+2см (на боковые швы) и всё разделить на 2.; а длина- высота бутылки до горлышка + 3 см (на подгибку и шов, горловина : обхват горлышка бутылки + 2 см. Чертим линии плеч и вырезаем.


По бумажной выкройке вырезаем детали из ткани. Получаем 2 детали основные (перёд и зад, два квадрата (рукава, и полоска, длинной равной обхвату горлышка бутылки и шириной 3-4 см.


Прошиваем рукава и набиваем синтепоном –получаем руки.

Сшиваем две детали основной выкройки по плечам и соединяем с руками


Выворачиваем, получается как платье.

Надеваем его на куклу .


Теперь приступим к изготовлению верхнего платья. По готовой бумажной выкройке разрезаем по линии талии. По верхней части бумажной выкройки выкраиваем верх задней части. Затем эту бумажную выкройку разрезаем пополам и выкраиваем две части переда. Раскраиваем две детали юбки клёш, затем одну часть разрезаем пополам. Остаётся вырезать рукава со шлейфом.


Сшив все детали, примеряем на куклу .

Если где нужно подравниваем ножницами, затем прикалываем булавками к нижнему платью только верх платья.

Берём ажурную тесьму и пришиваем по краю бардового платья, вокруг горловины скрепляя верхнее с нижним платьем.


Займёмся головой. Берём большую иголку и пряжу черного или коричневого цвета. Протягиваем отрезки пряжи через капрон, делая как бы пробор на голове.

Затем готовые получившиеся волосы заплетаем в косы.


Остаётся украсить голову. Вырезаем из бардовой ткани круг диаметром как голова и полоску длинной равной обхвату головы. Сшиваем их между собой, получаем головной убор. Обшиваем его тесьмой и пришиваем к голове. Дополняем изделие фатой- что соответствует аксессуару данного национального костюма .


В нашем городе живут люди разных национальностей : казахи, татары, русские, азербайджанцы, и др.


Используя такую технологию,я сделала в своём кабинете кукол данных национальностей . Детям очень нравятся, они с удовольствием пользуются, рассматривают их, куклы эти достаточно прочные, так как все детали сшиты между собой. Итак, закончен мастер- класс , прочитав который вы можете тоже изготовить такое пособие.

Спасибо за внимание!

наталья попович

Нравственное воспитание - один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств : любви к родному краю, Родине. Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый. Интересно узнать и о народах своего города , о культуре, о народных костюмах . По иллюстрациям рассказывать детям - это скучно, гораздо интереснее, когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее. Да и когда кабинет разнообразно оформлен, это плюс педагогу. Кто-то подумает, что это сложно, ведь не у всех есть швейные машинки, но, уверяю вас, сделать чудесный костюм можно и без машинки , главное, чтобы было огромное желание и терпение ну и,конечно, творческое воображение (как нам без него) . Предлагаю подробную технику выполнения куклы в праздничном русском народном костюме из простых , подручных материалов без использования швейной машинки.

Используемые материалы :

Ткань : красный атлас, белый капрон или любой белый материал

Тесьма декоративная, жаккардовая,

Нитки, иголка,

Проволока,

Метр, карандаш, ножницы, клей-пистолет.

В детском саду я взяла куклу , вымыла её, расчесал - и получилась у меня вот такая красавица :

Затем приступила к реализации своего плана. Так как швейной машинки у меня нет, шила все руками. Если что-то не так, не судите строго.

Наш народный костюм будет состоять из нижней белой сорочки с отделкой, трусов, верхнего красного платья (сарафана) и кокошника.

Идею выкройки кофточки взяла дома : у меня две девочки и, естественно, у них есть куклы , взяла одну из кофточек и расшила (потом сшила её обратно, пока мои девчонки этого не видели, иначе была бы трагедия мирового масштаба, сделала выкройку из бумаги по размеру моей куклы , затем перевела ее на материал. Получилась вот такая деталь.

Чтобы выкройка не двигалась, закрепляем её иголками и обводим.


Переводим выкройку справа, затем переворачиваем и обводим левую часть. Вырезаем деталь. Застежка будет сзади. Примеряем на куклу . Думаю, получилось неплохо. Деталь единая, сшиваются только боковые швы, но сшивать будем позже, когда сделаем рукава.



В отделке воротника я использовала красную тесьму, (хорошо, что сейчас с выбором данного материала нет проблем, что понравилось, то и купила) просто пришила её по кругу, и получился воротник-стойка.


Так же как и на рубашке, на рукава пришиваем тесьму, предварительно сняв мерки с руки куклы :


Описываю свои действия подробно, может, кому и пригодится данный материал. Идем дальше : втачаем рукава в рубашку и сшиваем её (рубаху) и рукава, можно примерять на куклу . Застежку на рубашке не делала, просто запахнула её и все, расстегнуться ей не даст сарафан. Получилась вот такая красота…


Переходим к шитью самого сарафана. Измеряем рост куклы и отрезаем прямоугольник с учетом будущих складок на сарафане.

Выбираем цветовую гамму украшений. Я выбрала жаккардовые и декоративные тесемки, так как для меня это проще, потому что их можно незаметно приклеить термо-клеем. Накладываем на материал тесемочки и ленточки, приступаем к работе. В начале тесемки посадила на клей (точечно, вот только фото не сделала, чтобы они не ездили по материалу, затем пришила.

Сшиваем деталь, но не до конца, оставляем место для будущей застежки.


Регулируем длину по верху, так как низ уже отделан. Делаем необходимые сборки по фигуре. У нас сарафан, поэтому притачиваем к верху юбки пояс и лямки, можно примерять. Для пояса и лямок использовала, такую же тесьму, как и на самом сарафане. Застежку пришиваем после того, как примеряли сарафан. В качестве застежки использовала кнопку, можно пришить липучку, даже, наверное, получиться еще и лучше (я так думаю) . Вот такой сарафан у меня получился.

Плавно, мы дошли до последнего изделия – кокошника.

Здесь нужна фантазия,за основу берем проволоку, но не очень толстую, чтобы кокошник был гибким. Обмеряем голову куклы и скручиваем вот такой каркас.

Чтобы кокошник держал форму, нужно обтянуть его чем-то прочным. Атлас – материал легко мнущийся, наклеивать его на картон не хотелось. Идею мне подсказала коллега, делюсь ею с вами : у каждой хозяйки, наверняка, найдется дома желатин, разводим его и замачиваем в нем материал (желатин брала листовой, его проще использовать, растворила в небольшом количестве воды две пластинки, после чего сушим на ровной поверхности., получается просто отлично. Во – первых, материал стал практически как картон, во – вторых, перестал распускаться по краям, ну и, в – третьих, выкраивался просто чудесно!



Когда материал готов, переходим к следующей фазе нашей работы : при помощи термоклея фиксируем наш каркас на материале.



С обратной стороны делаем все точно так же, но вырезаем немного больше нашего кокошника, чтобы было проще и незаметнее наклеить декор по кругу.

Для декорирования я использовала тесьму из паеток. При украшении даем волю фантазии и получаем вот такую красоту :




Наш кокошник готов, можно наряжать красавицу.

О главном я забыла, нижнее белье делается просто : делаем выкройку по кукле , вырезаем и сшиваем по бокам и середине (фото, к сожалению, я не сделала, можно сделать из белого детского носка, так еще проще, сшивается только середина, думаю, вы разберетесь с этим сами.

Главный момент : наряжаем нашу красавицу и получаем массу удовольствия от проделанной работы! Я думаю, получилось даже отлично, не хуже куклы , купленной в магазине.

Всем успехов и творческих идей в реализации своих проектов!

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» Дубёнского муниципального района

Республика Мордовия

Творческий проект

«Кукла в женском русском

народном костюме»

Выполнила: Биушкина Елена Ивановна,

11 лет,

учащаяся кружка «Лоскутная мозаика»

Руководитель: Чеснокова Татьяна

Александровна,

педагог дополнительного образования.

2016г

Тема проекта: Кукла в женском русском народном костюме.

Теоретическая часть.

У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи. Игрушки у многих народов, не смотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору.

В древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их – 4 тысячи лет! Вырезаны они из деревянных дощечек.

Игрушка, кукла имеет многовековую историю. Древние мастера понимали назначение детской игрушки – забавлять ребёнка, помогая ему познавать мир.

Самые ранние игрушки были примитивными: свистульки, лошадки, рыбки, птички. Чтобы сделать их более занимательными, их стали ярко и красиво расписывать, заставили издавать звуки и шумы.

Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. В колыбель к ребёнку клали куклу «оберег».

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре.

Информационная часть.

Цели и задачи работы.

Цель : изготовить куклу и попробовать свои силы в творческом конкурсе.

Задачи:

1. Изучить историю появления данного вида творчества – изготовление кукол.

2. Выполнить работу по изготовлению куклы в женском русском народном костюме на пластиковой бутылке, соблюдая все технические этапы.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение в работе.

История женского русского народного костюма.

При словах «русский национальный костюм» сразу же возникает четкая картина. Женский вариант: сарафан и кокошник, мужской – косоворотка и шапка. На самом- то деле, традиционный костюм менялся с течением времени и, разумеется, состоял из гораздо большего числа деталей.

В народном костюме символическими были каждая деталь и цветовая гамма. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна - красна.

Зелёный цвет символизировал растительный мир: зелёные посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие.

Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, синий – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти.

Исторически сложились две формы женского костюма – сарафанная и понёвная (широкая юбка из овечий шерсти). Сарафан носили женщины Центральной России и севера, с поневой – южных областях России.

Под сарафан надевали длинную рубаху. Шили ее из отбеленного холста, ворот, рукава, запястья частот вышивались.

Головной убор был обязателен. Девушки могли носить простую ленту, женщины – кокошник, сороку и другие головные уборы, под которые они прятали волосы. Для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестием.

Выбор материалов, оборудования, инструментов и приспособлений.

Для выполнения работы мне необходимы следующие материалы:

Хлопчатобумажная ткань белого цвета;

Красная ткань для сарафана;

Нитки для шитья №40;

Тесьма, палетки, бусинки для отделочных работ;

Нитки для изготовления волос куклы.

Выбор инструментов и приспособлений:

Ручная игла №3 для сметывания деталей кроя;

Ножницы для нарезания нитей и раскроя ткани;

Карандаш, линейка для составления выкроек изделия;

Безопасные булавки;

Бумага для выкроек;

Клей ПВА;

Швейная машина;

Утюг.

Организация рабочего места.

1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

2. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаза до работы не должно быть меньше 30-40 см., чтобы не развивалась близорукость.

3. По окончании работы все инструменты убрать в рабочую коробку.

4. Отключить от электричества утюг.

5. Убрать швейную машину.

Описание работы.

1. Нам потребуется пластиковая 1, 5 – литровая бутылка. Отрезаем донышко бутылки.

2. Из ткани шьём чехол на бутылку, закрепляем его на горлышке нитками. Это будет туловище куклы.

3. Голову и руки куклы делаем из трикотажа (капрона и т. д.), заполняя их ватой или синтепоном.

4. Готовые детали пришиваем к горлышку и плечам бутылки-туловища. Манекен готов.

Манекен куклы из пластиковой бутылки.

5. Следующий этап – это изготовление наряда.

Шьём рубашку из белой ткани, рукава и горловину можно оформить тесьмой или вышивкой.

6. Сарафан изготавливаем из красной ткани прямой формы. Украшаем сарафан желтой, зеленой тесьмой, паетками, бусинками .

7. Головной убор- кокошник делаем из картона и ткани, украшаем его тесьмой, паетками, бисером, бантом.

8. Оформление головы.

Из ниток пришиваем кукле волосы и заплетаем их в косы.

9. Приклеиваем носик, готовые глазки, рот и щечки из красной плёнки.



Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.

При выполнении работы соблюдать правила техники безопасности. До начала работы нужно посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место. Проверить исправность утюга и швейной машины.

Быть внимательной к работе. Вкалывать иглы и булавки в игольницу. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

Нитку отрезать ножницами. Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Всю работу выполнять на столе. Следить за правильностью посадки во время работы.

Соблюдать все правила при работе со швейной машиной, утюгом.

После окончания работы детали, изделие, инструменты и приспособления складывают в отведенное место.

Выводы:

Изучая историю появления куклы, я узнала много нового о мире кукол. Кукла может быть не только предметом игры, она может многое рассказать об истории своей страны, об обычаях и традициях народов, о том какую одежду носили наши предки. С куклой связано много легенд и сказок.

Может кому-то тоже захочется сделать свою оригинальную куклу в национальном костюме.

Литература:

    Горичева В. С., Куклы, Ярославль, «Академия развития», 2000. - 170с,

    Кочеткова Н.В., Мастерим игрушки сами, Волгоград: Учитель, 2010. – 141с.

3. Симоненко, Технология, учебник для учащихся 6 классов общеобразовательной школы.- М.: Вента-Графф, 20003-240с.

4. М.Нагибина. Чудеса из ткани своими руками.- Ярославль:

«Академия развития», 2000-208 с.

5. Н.Пономарев, Технология, Проектная деятельность на уроках, издат. «Учитель», Волгоград, 2009-107.

Часть четвертая. Наряд куклы как отражение традиционного русского быта

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Кукла играла таинственную роль, связанную с понятиями жизни и смерти. Поэтому кукла всегда создавалась с особой тщательностью, в ее образе не могло быть случайностей – во всем был определенный смысл. Рассмотрев с вами анатомию тряпичной куклы, мы увидели, как проступает в ней цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Как правило, тряпичные куклы являли собой простейшее изображение женской фигуры в обыденном или праздничном крестьянском наряде из лоскутов ткани.

Наряд, как и первооснова куклы, имеет глубокие духовные корни. Издавна у разных народов одежда не только защищала от непогоды, нарядный костюм был также обязательной частью праздника.

Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда он родом, какого возраста и сословия, чем занимается, в браке или нет. В одежде нашли выражение душа народа и его представления о прекрасном.

Фотография нач. ХХ века

Не смотря на разнообразие женских нарядов, у них есть и общие черты. Общая особенность русского женского костюма заключалась в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями.В традиционной русской кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды.

Поэтому сначала необходимо сказать несколько слов о русском костюме. Народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Даже активное приобщение правящей верхушки и городских жителей России к западным образцам одежды в XVIII веке не коснулось основной массы населения.

Начало XVIII века в России ознаменовалось реформами Петра I, которые были подготовлены постепенно накопившимися социально-экономическими изменениями. Реформы затронули практически все сферы общества: церковь, хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента: решительный сдвиг от средневековья к Новому времени и европеизация всех областей жизни.

(Подробнее о реформе Петра Первого «Об упразднении старомодного русского платья» см. ).

Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.

Крестьянская семья. Рязанская губ., с. Увяз. 1910 г.

Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару и холод, был удобен при любых погодных условиях. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи, так как, изготовляя ткань, крестьянка рассчитывала ее на конкретный вид одежды. Верхнюю одежду не застегивали на пуговицы, а подпоясывали кушаком.

Нечаев. Русские типы.

Это делалось специально, чтобы любой член семьи мог ее надеть. Широкий запах одежды служил карманом. Полы женской одежды шились такой ширины, чтобы в них можно было завернуть ребенка. Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи- косоворотки, портов, пояса, обуви и головного убора (обычно это была шапка-грешневик).

Мужскую рубаху всегда подпоясывали. Рубаха была основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, Часто парни и девушки еще в XIX в. до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.

Само слово «рубашка» происходит от корня «руб» — кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.

В древности в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери — рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку.

Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длиной до пят, а мужская — лишь до середины бедра, иногда до колена.

Женскую рубаху изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком-стойкой. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. На сенокос надевали подольницу — рубаха с широкой полосой вышивки по подолу.

С. Бабюк. Сенокос

А вот единого национального женского костюма, несмотря на схожесть общих черт, в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои отличия в покрое, отделке, рисунке ткани. Рассмотрите эти изображения.

В разных губерниях вышивку делали по своему, используя различные орнаменты.

Но назначение было общим – украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда злые духи могли проникнуть к телу). Для того чтобы «обезопасить» человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

И. Билибин. Василиса Прекрасная.

Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой и передником.

А. Шарлемань. Женский наряд Орловской губернии. 1916 г.

Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южно — русского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. А замужние надевали еще и поневу.

Понёва – полотнище, заменяющее юбку, — обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины, прообраз современной длиннополой юбки. Только понева всегда была короче рубахи. Одевалась понева особым образом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником

Виноградов С.А. На работу 1895 г.

Первоначально под «сарафаном» буквально понималось княжеское мужское одеяние, укрывавшее всю фигуру. Только в XVI веке сарафан стал использоваться в качестве женской одежды. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу XIX века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части.

Женский костюм не мыслился без головного убора.

Замужняя женщина не могла выйти без головного убора на люди, волосы следовало заплетать в две височные косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма.

Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще сорока, повойник, кокошник.

Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые ленты шириной 0,5 – 2,5 сантиметра. Девушкам разрешалось носить открытые повязки – ленты, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки, разделяя волосы прямым пробором, заплетали низко на затылке одну косу в три плетешка. Коса свободно ниспадала из — под головного убора.

По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосниками (КОСНИК) — девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос. Косник считался обязательной деталью праздничного убранства головы девушки, он завершал довольно сложную прическу. Он привязывался на конец косы, которая плелась в 12 — 14 прядей- «плёток». Для придания косе ширины, плотности в неё вплеталась тесьма, гарусные нитки, унизанные бисером, яркие разноцветные ленты. В русской деревне принято было считать, что красивая, богато убранная коса придает девушке дополнительную привлекательность. Косники получили большое распространение по всей территории, занятой русским населением из бисера.

Обязательной частью любого крестьянского костюма являлся пояс, причем носили его все — от мала до велика. Ведь он в первую очередь являлся оберегом, Оберегом являлся предмет, способный, по суеверным представлениям охранить от разных бедствий. чертой, оберегающей тело человека от злых сил. На людях нельзя было появляться без пояса. Значимость этого момента сохранилась и в фольклоре — совсем распоясался. Пояс выполнял и элементарные функции скрепления частей одежды: им подвязывали передник, подтягивали сарафан, поддерживали порты. Пояса могли быть тканые, вязаные, ременные пояса носили только мужчины. На поясах вышивали орнаменты, а их концы оформляли кистями, помпонами, куколками-оберегами

Кроме того, на пояс подвешивали кошельки, кисеты и другие небольшие бытовые предметы. Ведь карманы стали появляться лишь в конце XVII века. Одежду шили из домотканого На Руси первые ткани делались изо льна, конопли, стеблей дикого хмеля и крапивы. Вплоть до 17 века ткани на Руси были домоткаными, это значит, что их ткали дома в первую очередь для собственных нужд, а уж если что-то оставалось, то и на продажу. Это были грубые неокрашенные ткани, а тонкие льняные и шелковые ввозились из-за границы.

Женщина за изготовлением полотна. Уфимская губ. 1912 г.

Но в праздничном костюме использовались не только домашние ткани, но и те, что покупались на ярмарке: шелк, ситец, сатин, парча, ленты, галун золотой или серебряный, тафта, атлас, бархат, кашемир, коленкор.

К. Юон. Красный товар. 1905 г.

Праздники требовали к себе самого серьезного, уважительного отношения, ведь это только в будни уместна умеренность в еде и простая, удобная одежда. А чем значительнее праздник, тем ярче и наряднее костюм. Вот и создавала крестьянка долгими зимними вечерами удивительный сказочный наряд, для которого требовалось немалое искусство, трудолюбие, мастерство.

Вплоть до начала XX века подобные ткани в отличие от домотканых, оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Все обрезки тканей бережно хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутики тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. В народной одежде также любили красный цвет. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и жизнетворной силы природы, к тому же это цвет праздника. А в старину слово «красный» означало еще и красивый («красна девица»).

Елисеев Е.А. Невесты. Троицын день. 1907 г.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к именинам, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу.

Когда начинались зимние гулянья на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок «козырные» санки с куклами.

Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. Заметьте, «домодельные» куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом.

По той же причине новорожденных завертывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пеленки из ношеной одежды. Для кукол чаще всегоиспользовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов.

На кукле из Орловской губернии — холщовая рубаха с прямыми поликами, с роспашью спереди, с нашитыми на плечи прямоугольными лоскутами кумача. Ворот, как у настоящих рубах, собран на узкую обшивку и украшен зеленой шелковой лентой. Верх рукавов и манжет отделан полоской красноузорного ткачества. На кукле характерная орловская понева из домотканой шерсти с прошвой из черного и синего сатина, обшитая по подолу красным шерстяным плетеным пояском. Поверх поневы надет передник с оборкой из яркого цветастого ситца с крупнораппортным узором. На голове куклы красуется убор в виде венца, расшитый галуном, бусами, блестками, лентами.

Похожесть кукольного костюма не означает, однако, простого подражания подлинной крестьянской одежде.Напротив, мастерицы умели сделать такой отбор деталей, выработать такие традиционные приемы, которые говорят о создании художественного образа в тряпичной игрушке.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму. Это важный принцип –кукла не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по — кукольному выразителен.

Так, например, поневу для тряпичной фигурки шили из одного куска ткани, в то время как в женской одежде она была четырехклинной.

С еще большей свободой костюм декорировали. Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной-двумя полосками вышивки красным крестом. Звучным красочным орнаментальным пятном украшает куклу передник из ситца с ярким цветочным узором. А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, мастерицы выбирали лишь самую эффектную деталь — например, расшитую повязку с шелковой лентой, венчающей голову красным веером.

Кукла Орловской губернии, г. Новосиль, 1932-1933 г.

Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. Он подчинялся природе самой куклы, существа независимого. При этом именно костюм всегда определял этнически конкретный тип в кукле, отводя ей в детских играх определенную роль. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле-«женке» не дозволялось играть «невесту».

А Вы когда- нибудь делали своими руками костюмы для кукол? Нравилось Вам это занятие? Учили этому своих детей и внуков?

Продолжение следует…

Поделиться: