Как узнать свои скрытые способности? Развитие осознанности в повседневной жизни Как выявить свои способности и таланты.

1. Решайте загадки и головоломки. 2. Развивайте амбидекстрию (двуправорукость, способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой). Старайтесь чистить зубы, расчесывать волосы, манипулировать компьютерной мышью своей неосновной рукой. Пишите обеими руками одновременно. Меняйте руки во время еды при пользовании ножом и вилкой. 3. Работайте с двусмысленностью, неопределенностью. Научитесь наслаждаться такими вещами, как парадоксы. 4. Изучайте интеллект-карты. 5. Блокируйте одно или несколько ощущений. Ешьте с завязанными глазами, затыкайте на время уши тампонами, принимайте душ с закрытыми глазами. 6. Развивайте сравнительные вкусовые ощущения. Учитесь полноценно чувствовать, смаковать вино, шоколад, пиво, сыр и что-нибудь еще. 7. Ищите области пересечения между на первый взгляд не связанными между собой вещами. 8. Учитесь пользоваться клавиатурами с разным расположением клавиш (научитесь печатать вслепую). 9. Придумывайте новые способы применения для обычных предметов. Сколько разных способов вы можете придумать, например, для гвоздя? Десять? Сто? 10. Изменяйте свои привычные представления на противоположные. 11. Изучайте техники развития творчества. 12. Не останавливайтесь на очевидном, устремляйтесь мысленно дальше первого, «верного» ответа на вопрос. 13. Изменяйте установленный порядок вещей. Задавайте себе вопрос «А что если?..» 14. БЕГАЙТЕ, РЕЗВИТЕСЬ! 15. Переверните картины, фотографии вверх ногами. 16. Развивайте критическое мышление. Опровергайте распространенные заблуждения. 17. Изучайте логику. Решайте логические задачи. 18. Изучите научный способ мышления. 19. Рисуйте, чертите автоматически. Вам не нужно быть для этого художником. 20. Мыслите позитивно. 21. Займитесь каким-нибудь видом искусства – скульптурой, живописью, музыкой – или испытайте себя в каком-либо другом творчестве. 22. Изучайте искусство показывать фокусы, развивайте ловкость рук. 23. Ешьте продукты, полезные для мозга. 24. Стремитесь к тому, чтобы постоянно испытывать легкое чувство голода. 25. Занимайтесь физическими упражнениями! 26. Сидите прямо. 27. Пейте много воды. 28. Глубоко дышите. 29. Смейтесь! 30. Разнообразьте виды деятельности. Выберите для себя увлечение, хобби. 31. Заботьтесь о хорошем сне. 32. Практикуйте короткий сон. 33. Слушайте музыку (не абы что, учтите!). 34. Объявите войну своей склонности к отсрочкам, промедлению. 35. Ограничивайте себя в применении техники. 36. Изучайте материалы по изучению мозга. 37. Смените одежду. Ходите босиком. 38. Совершенствуйтесь в беседах с самим собой. 39. Станьте проще! 40. Играйте в шахматы или другие настольные игры. 41. Играйте в игры для ума – Судоку, кроссворды и бесчисленное множество других игр к вашим услугам. 42. Будьте непосредственны, как дети! 43. Играйте в видео игры. 44. Развивайте чувство юмора! Пишите или сочиняйте шутки. 45. Составьте Список 100 (прим.: техника для генерации идей, обнаружения скрытых проблем или принятия решений). 46. Используйте метод Квота Идей (Idea Quota) (прим.: метод составления в течение дня предварительного списка идей). 47. Рассматривайте каждую идею, приходящую к вам. Составьте банк идей. 48. Позвольте своим идеям развиваться. Возвращайтесь к каждой из них через определенные промежутки времени. 49. Проводите «тематическое наблюдение». Постарайтесь, например, отмечать предметы красного цвета как можно чаще в течение дня. Отмечайте автомобили конкретной марки. Выберите тему и концентрируйтесь на ней. 50. Ведите дневник. 51. Изучайте иностранные языки. 52. Ешьте в разных ресторанах – предпочтение национальным ресторанам. 53. Изучайте компьютерное программирование. 54. Читайте длинные слова наоборот.! еинеджуборП 55. Измените свое окружение – измените место расположения предметов, мебели, переезжайте куда-нибудь. 56. Пишите! Пишите рассказы, поэзию, заведите блог. 57. Изучайте язык символов. 58. Изучайте искусство игры на музыкальных инструментах. 59. Посещайте музеи. 60. Изучайте функционирование мозга. 61. Изучайте технику динамического чтения. 62. Определите свой стиль обучения.63. Учитесь методу определения дней недели для любой даты! 64. Старайтесь по ощущениям оценивать промежутки времени. 65. «Приблизительный расчёт». Чего больше – листьев в лесах Амазонки или нейронных связей в мозгу? (ответ) 66. Подружитесь с математикой. Боритесь с «неумением считать». 67. Стройте Дворцы Памяти. 68. Изучайте систему образного мышления для развития памяти. 69.Любите!

Один хорошо готовит, другой рисует, третий умеет эффективно руководить, четвертый быстро бегает, пятый хорошо выступает на публике… У каждого человека, без исключений, есть способности. Это личностные качества, присущие только этому конкретному человеку, которые делают его уникальным и дают преимущества в определенных видах деятельности. Но не всегда эти качества очевидны. Бывает, что человек попросту не замечает своих сильных сторон, и пытается развивать слабые - идет в том направлении, которое не приведет его к высоким результатам. Понять свои способности - это уже большой шаг на пути к самореализации и успеху. Вопрос в том - как узнать свои способности?

Почему так важно понять свои способности?

«Непонимание своих сильных сторон приводит к депрессии», говорит автор проекта «Предназначение» Павел Кочкин. Механизм очень прост и заключается в следующем: человек не принимает, или не видит своих сильных сторон и своих способностей, вместо этого делает акцент на развитии слабых сторон. Например, не имея способностей к публичным выступлениям, выбирает работу, связанную с постоянным общением, и изо дня в день работает над своими навыками ораторского искусства и эффективной коммуникации. Надо понимать, что какие бы усилия в этом случае он не прилагал, до своего идеала все равно не дорастет, и как следствие, всегда будет недоволен собой. Отсюда и возникают депрессивные состояния.
Используя способности, человек во много раз повышает свою эффективность и достигает высоких результатов, что ведет к повышению самооценки. А тот человек, который себя ценит, любит и уважает еще более эффективен.

Как узнать свои способности?


Никто не знает Вас лучше, чем Вы сами знаете себя. Поэтому ответить на вопрос «к чему у меня способности» Вы должны сами. Павел Кочкин дает несколько ценных советов, как понять свои способности и применить их в жизни:

1. Познакомьтесь с собой. Спросите себя: что у меня лучше всего получается? Что отличает меня от других? Какие у меня есть достижения, и благодаря чему я их получил? Задавайтесь вопросом «к чему у меня способности» не один раз. Пусть этот вопрос всегда будет у Вас в голове. Оценивайте свои результаты и те средства, которые помогли их достичь.

2. Признайте свои сильные стороны. Не пытайтесь бежать от себя. Даже если Вы думаете, что та или иная Ваша способность бесполезна, не отвергайте ее. В мире есть миллион вариантов, как эту способность грамотно реализовать.

3. Примите себя таким, какой Вы есть, и таким отдайте себя миру. «Поверьте, вы востребованы будучи тем, кем на самом деле по духу и по сути являетесь», говорит Павел.
Ваши способности - это ключ к раскрытию своего потенциала, достижению выдающихся результатов и успеха в жизни.

Павел Кочкин советует: «Перестаньте заниматься тем, что не является вашей сильной стороной, к чему у вас нет способностей». Понимание своих способностей дает вам огромное преимущество - вы становитесь эффективны в своей деятельности, и достигаете максимального результата.

Будучи детьми, мы мечтаем о многом и верим, что все наши мечты непременно сбудутся. Со временем мы взрослеем и перестаем мечтать, а подчас даже гоним свои детские нереализованные желания. В результате наша жизнь становится серой и обыденной, мы не можем найти себя в профессии и состояться как личность. А все потому, что в свое время нам не удалось найти свой талант, определить свои способности. Мы научим вас сделать это прямо сейчас!

Как найти свой талант и открыть

Зачастую люди даже не подозревают, что обладают каким-нибудь талантом, ведь многие из нас чересчур ленивы, чтобы заниматься самопознанием. А ведь все мы в детстве обладали не одним, а множеством талантов. Чтобы облегчить жизнь своим детям, необходимо заметить и создать условия для развития хотя бы одного из этих талантов. Однако как найти собственные таланты?

Ярким показателям таланта человека является его сильный интерес к какому-либо виду деятельности. Если вы хотите найти в себе таланты и способности, можно воспользоваться специальной литературой, тестами, вопросами. Вы можете также сделать несколько упражнений, которые помогут вам раскрыть свои таланты.

Возвратитесь в детство. Вам нужно просто закрыть на несколько минут глаза и вернуться в свое безоблачное беззаботное детство, которое не было омрачено проблемами и заботами. Попытайтесь вспомнить, чем вы любили заниматься больше всего. Может быть, вам нравилось рисовать, петь или танцевать? Ваше любимое занятие и было вашим талантом – вы интуитивно занимались тем, что вам нравилось больше всего и получалось наилучшим образом.

Обратитесь к своему подсознанию чтобы найти свой талант. Подсознание способно дать ответ на вопрос, который мучает вас на протяжении длительного времени. Для этого нужно научиться расслабляться, очистить разум и сознание от всех проблем и в таком состоянии задать себе вопрос. Не ждите мгновенного ответа. Вы получите его через некоторое время в виде сна, статьи в газете или другого образа, который укажет на ваш талант.

Понаблюдайте. Вам нужно наблюдать за другими людьми и жизнью в целом. Включите свою интуицию, отмечайте, что вам нравится больше всего. Составьте список тех явлений, вещей и действий, которые вам нравятся больше всего. Это поможет вам увидеть, в чем именно вы талантливы.

Часто бывает очень сложно выделить какие-то способности. Чтобы упростить задачу, необходимо выписать на листок все умения, вспомнить в каких конкурсах принимали участие, за какие качества хвалят друзья и родственники.

Даже в том случае, если незаурядные способности обнаружились сразу в нескольких направлениях, стоит развивать только один талант. Так как погоня за «двумя зайцами», приносит, как правило, мало толка. К тому же, наиболее развитым талантом заниматься гораздо приятнее.

Определившись с направлением творческого роста, необходимо приступать к чтению специализированной литературы, углубленному изучению выбранного предмета. Полезными станут советы профессионалов.

В том случае, если талант связан с миром искусства, необходимо посещать концерты и выставки. Причем, делать подобные визиты нужно обязательно в компании, что бы потом была возможность обсудить увиденное.

Если вы хотите найти свой талант, необходимо практиковать публичные выступления, которые помогут отточить свое мастерство.

Большую помощь в развитии таланта сможет оказать интернет. Можно создать сайт или блог, в котором подробно описывать свою жизнь. На специальных площадках в сети, стоит разместить свои произведения. Выходя, со своим творчеством в «народ», стоит быть готовым не только к лестным отзывам, но и к критике. Последняя окажется особенно полезной, так как, прислушиваясь к замечаниям других людей, можно работать над ошибками и все больше и больше совершенствоваться на выбранном пути.

Мы рассказали вам, как найти свой талант. После того как вы его нашли, тут же начинайте активно действовать. В достижении успеха вам поможет только время и упорный труд. Не жалейте усилий и времени на занятия любимым делом, поскольку, занимаясь им вы станете по-настоящему счастливым и успешным человеком.

В каждом человеке заложен большой жизненный потенциал, однако многие даже не подозревают, насколько он велик и чего с ним можно добиться при умелом его использовании. Так как определить общие способности, реализовать потенциал и добиться в жизни успеха, благополучия и процветания?

Каждый человек стремится к собственному самосовершенствованию, улучшает свои навыки в учебе, работе и в личных отношениях. Прежде всего, требуется определить в какой из сфер деятельности у вас самый высокий потенциал. Лишь после этого развивать его и воплощать в жизнь.

Для начала поверьте сами в себя, в ваши способности, которые еще скрыты и не использованы вами в какой-то сфере. Хорошенько подумайте над тем, где бы вы могли максимально применить способности, и как они пригодятся в вашей жизни. Собственно требуется определить для себя цель, для достижения которой составьте детальный план.

Сами для себя решайте, что в первую очередь вам необходимо сделать, а что можно отложить. И возможно, на первое время вы можете нуждаться в помощи. И для этого, лучше всего было бы найти наставника, который окажет вам поддержку и естественно, обладает навыком, который вы хотите развивать в себе.

Хотите найти свой талант? Тогда учитесь всему, что он дает вам и берите это себе на вооружение. Учтите только, что сходу развить свой потенциал не получится, для этого необходима хорошая практика и, конечно же, время.

Теперь немного советов: как определить свои способности, и что для этого необходимо делать?

  1. Научитесь мыслить позитивно, поскольку негатив все лишь разрушает, как правило, касается это развития и самореализации человека.
  2. Разгадывайте кроссворды, решайте головоломки, играйте в шахматы и прочие настольные игры, иначе говоря, развивайте свое логическое мышление.
  3. Учитесь концентрироваться, развивайте критическое мышление и свою любознательность.
  4. Пишите рассказы, сочиняйте стихи, изучайте иностранные языки или ведите блоги.
  5. Изначально настройтесь на то, что всю жизнь вам необходимо учиться чему-то новому.
  6. Попробуйте свои силы в творчестве, займитесь искусством.
  7. Внесите разнообразие в свою деятельность. Находите новые хобби и увлечения. Чаще слушайте музыку (желательно классическую, или просто музыку для души).
  8. Смотрите фильмы всевозможных жанров, посещайте музеи, читайте классику литературы и собирайте цитаты выдающихся людей.
  9. Старайтесь больше путешествовать, не только по своей стране, но и за рубежом. Так вы сможете ознакомиться с образом жизни людей из дальних стран.

Сам человек тоже является частью действительности, и он, чтобы действовать, должен принимать себя в расчет. В связи с этим ПСУ включает как отдельное звено - построение субъективной модели значимых внутренних условий . Эта возможность не может быть обеспечена рассмотренной способностью, основанной, в основном, на функционированииинтеллекта исознания . Как показывает литературный анализ (Л.В. Алексеева, 1996; 2004), осознание себя, отношение к себе, самоконтроль, саморегуляция, рефлексивные возможности относятся к функциям самосознания. Итак, в обсуждаемом контексте выделяется вторая ССС -способность осознавать себя и социальное значение своих действий в уголовно-правовой ситуации . При проявлении этой способности системообразующим в функционировании психики оказываетсясамосознание , развивающееся в процессе онтогенеза субъектности личности и становящееся центральныморганом ее самоуправления. Проблему самосознания А.Н. Леонтьев характеризовал, как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности» (1983. С. 228), и она остается проблемой до сих пор.

А.Г. Спиркин писал, что главное отличие самосознания и сознания в отличии их предмета. «Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя... Оно ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе» (А.Г. Спиркин, 1972. С. 141). В свою очередь А.Н. Леонтьев объединял работу сознания и самосознания: «Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» (1975. С. 125). Выделение Ф.Е. Василюком (1988) режимов функционирования психики позволяет режим сознавания отнести к функционированию сознания, а режим рефлексии – самосознания, более позднего новообразования в фило- и онтогенезе.

Режимы работы психики можно представить и в «горизонтальной модели». Ю.Б. Гиппенрейтер считает: «Поле сознания… неоднородно: оно имеет фокус, периферию и, наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. И вот эта неоднородная картина сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия. При этом самые высокие этажи системы – наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия – оказываются в фокусе сознания; следующие этажи попадают на периферию сознания; наконец, самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания (1988. С. 66). В поле сознания происходит постоянное изменение содержаний, отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно.

Рефлексия - сложная психосоциальная активность, которую надо специально развивать. Возможность выйти в рефлексивную позицию подразумевает «раздвоение» сознания. Однако справедлива и трактовка, «что работа сознания обеспечивает автоматическую рефлексию того, где, когда, что и зачем человек отражает и делает» (В. Вилюнас, 1990. С. 15). Вышесказанное подразумевает уровневое рассмотрение функционирования способности к осознанию как разные по качеству возможности для осуществления «самоотчета».

Особенность работы самосознания заключается в том, что с помощью него человек подключает специфическую внутреннюю активность, направленную на свой образ, собственные переживания, действия и т.п. Таким образом, осознание значения совершаемых действий в определенной ситуации требует, прежде всего, до выполнения деяния на этапах актуализации потребности, целеполагания или программирования, а такжев процессе ипосле его совершения подключения дополнительной, надстраивающейсянад замыслом этого деяния илик этому деяниюрефлексивной активности человека. Г.П. Щедровицкий (1964, 1974, 1975) для описания этого рефлексивного механизма вводит понятие «рефлексивный выход» и в основу построения модели рефлексии кладет принцип кооперативных связей между рефлексируемой и рефлексирующей деятельностями. Рефлексивная активность начинается свыхода в рефлексивную позицию и переходом функционирования психики в режим рефлексии.

Возникновение рефлексии затруднено при полной отдаче какой-либо деятельности, а также переживанию. Однако эмоции могут быть причиной выхода в рефлексивную позицию. Они становятся «предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем-то ему препятствуют» (Я. Рейковский, 1979. С. 21). Итак, легче осознается тормозящее состояние страха, чем мобилизующее состояние гнева, способствующее вовлечению в деяние.

Какой же минимум выделяется для характеристики осознанности деяния? С.Л. Рубинштейн писал: «Осознанный или неосознанный… характер какого-нибудь акта существенно определяется тем, что именно в нем осознается. Так, я могу совершенно не осознавать автоматизированного способа, которым я осуществлял то или иное действие, значит, самого процесса его осуществления, и тем не менее никто не назовет из-за этого такое действие несознательным, если осознана цель (здесь и далее выделено мною. - Л.А.) этого действия. Но действие назовут неосознанным, если не осознано былосущественное последствие илирезультат этого действия, который при данных обстоятельствах закономерно из него вытекает и который можно было предвидеть» (1946. С. 10).

Что касается цели, согласно исследованию Г.С. Никифорова (1989), «цель может в одной ситуации составить содержание контролируемой переменной, в другой - эталона. В первом случае цель представляется как объект самоконтроля, с помощью которого субъект пытается не ошибиться в самом выборе цели деятельности, адекватности своих намерений и желаний, мотивов поведения при принятии решения. Во втором случае уже как эталонная составляющая цель помогает субъекту решить для себя вопрос о том, достиг ли он желаемого в результате осуществленных им действий» (1989. С. 29).

А.З. Зак писал, что «одним из основных условий рефлексии действия выступает моделирование человеком собственного решения» (1978. С. 109). Образцом для контроля может быть цель ,мотив ,план ,образ будущего ,перцептивная прикидка ,модель действия ,деятельности , тактический и стратегическийпрогноз результатов с учетом своих желаний и возможностей и особенностей ситуации, включая возможные действия других людей.Уровень планирования также важен для проявления рефлексии. При частичном планировании «планирование действия и его выполнение чередуются. Целостное планирование характерно для более высокого уровня внутреннего плана действий, развитой способности действовать "в уме"» (В.В. Давыдов, А.З. Зак, 1987. С. 44).

Среди условий, позволяющих кооперировать рефлексируемую деятельность и рефлексивную активность, следует выделить параметр трудности решаемой задачи (А.З. Зак, 1978; др.), а также развитый умственный план, способность к внутреннему диалогу. В свою очередь, рефлексию облегчает наличие образца в наглядном плане, присутствие другого человека, наличие опыта и привычность для субъекта проявления такой активности.

Характеристики, приведенные выше, а также анализ, проведенный в разделе 4.2, дают основание представить рефлексивную активность в соответствии с авторской моделью ПСУ как специфично организованные его 13 функциональных звеньев, связанные с осознанием их «продукции». Подрефлексивным самоуправлением понимается психическая активность, возникающая в результате разрыва выполняемой деятельности и направленная на осознание и преодоление этого разрыва, создающихся как продукт рефлексивной активности. Таким образом,способность осознавать себя и значение своих действий является видом рефлексивной активности, аЯ-образ ,Я-концепция ,самоотчет опрогнозе ,результате ,контроле собственного деяния являются ее продуктом.

Рефлексивная активность возможна только в том случае, если возможно расширение целостности актуализируемого ситуативного контекста. Это осуществляется, благодаря продлению человеком в егосамосознании координат жизнедеятельности: из точкинастоящего в прошлое и вбудущее (временная координата), из точкижеланий Я ипринципа удовольствия в направленииобщественных значений исоциальных ценностей (координата ценностей), а также учета не только своей позиции, но итребований извне : сложившейся ситуации, интересов группы, общества, мира в целом (координата центризма).

Чтобы подключилась рефлексия в процессе совершения деяния, необходима веская причина выхода за рамки Я ,ситуации ,совершаемого , т.е. непосредственного течения жизни. Например, возникновение затруднений в выполнении деятельности, представление о последствиях, получение не того результата, который планировался и т.д. Человек получает эту информацию, если осуществляетсяпонимание действительности исамопознание , что актуализирует учет связи рассматриваемых способностей. Однако эта информация только в том случае даст эффект, если человек ее с чем-то сличит. Таким образом, способность осознавать себя не проявится без звена (этапа)контроля . Кроме того, осознание должно проявляться каксамопонимание , предполагающее участие ситуативной оценки и устойчивого отношения к осознанным фактам.

Таким образом, при проявлении способности осознать себя, кроме этапов выхода в рефлексивную позицию , самопознания , значимыми оказываются этапысамоконтроля ,самооценки исамоотношения . Функционированиеконтроля довольно разнообразно, т.к. сравниваются цель (как эталон) и результат, как окончательный, так и промежуточные; цель и ее общественная допустимость (как эталон); цель и способы ее достижения; цель и вероятность ее достижения; разные образы Я и т.п. Вся информация должна объединиться, включаякооперирование информации от выполняемой деятельности и рефлексивной активности. Это возможно при проявленииинтегрирующего звена ПСУ. Итак, как выход в рефлексивную позицию, так и кооперацию выполняемой деятельности и рефлексивной активности можно связывать с этим звеном, работающим, благодаря звенуотношения , вначале надиссоциацию , а потом наинтеграцию .

Поскольку в акте рефлексии сознание встречается непосредственно с сознанием, для этой встречи важна возможность проявления действия в уме : развитие умственного плана действия, осуществление внутреннего диалога, незанятость оперативного поля сознания. Такие параметры, как скорость событий или собственных действий, кратковременность ситуации, вынужденная необходимость действовать, а не обдумывать, сложность ситуации и рефлексируемой деятельности, затрудняют проявление способности к осознанию.

Чтобы справиться с затруднением в выполняемой деятельности или общении, необходимо понимание действительности. Осмысливая ситуацию и себя, свои действия в ней, человек входит вдиалог с собой , для чего необходимо не только развитие речи и мышления, но и внутреннего (умственного) плана активности. Следующий за ними важный этап –принятие решения . Если кооперация деятельности и рефлексивной активности происходит, инициируется продолжение деятельности, если нет, инициируетсясамокоррекция в виде либо нового витка рефлексивной активности, либо отказа от деятельности. Если отказаться нет возможности из-за значимости происходящего исамоценностности , у человека возникает дилемма: начать осуществлять регуляцию, проявивнепосредственность иреактивность , вплоть до брутальности, переведя противоречие в конфликт с действительностью; либо в русле осмысления проявитьавтономность ,опосредствованность ,креативность ,целостность для совладающего, преодолевающего, преобразующего, созидающего варианта решения. Таким образом, в функционировании обсуждаемых способностей видны проявления атрибутовсубъектности илиобъектности личности.

Развитие самосознания человека невозможно без взаимодействия с социальным окружением и формирования сознания. Социальные знания, образцы и потребность им соответствовать задаются социумом извне, образ Я как психосоциальный продукт, строится также при участии других людей. Но в целом развитие у человека способности осознавать себя зависит от актуализации противоречий «Я - действительность». Если противоречия не актуализируются, способность не развивается, т.к. человек ведет себя привычно непосредственно. Кроме того, функционирование обсуждаемой способности зависит от возможностей мыслящего самосознания, с помощью которого формируется осмысленная Я-концепция как теория о себе, а также от опыта рефлексивной активности.

В целом проявление способности осознавать себя и значение своих действий связано с возможностью человека выйти в рефлексивную позицию и осуществить рефлексивную активность в соответствии с социальными и ситуативными требованиями к своему поведению. Уровневое строение осознания себя и строения обсуждаемой способности возникли из идей о генезисе самосознания (В.М. Бехтерев, 1888; Л.И. Божович, 1968, 1995; С.Л. Рубинштейн, 1946;E. Ericson, 1968) и разных уровней активности человека, т.е. разных характеристик Я-образа.

«Масштаб» деления по уровням проявления способности должен соответствовать задаче ее изучения и применения знаний о ней. Значимыми для психосоциального анализа являются уровни активности человека как организма (особи), индивида, личности, индивидуальности и генезис его самосознания как органа самоуправления. Причем на возникновение самосознания в онтогенезе можно выделить три точки зрения, требующие интеграции: первично самосознание в его элементарных формах - органических ощущениях (В. М. Бехтерев, 1988), первично - сознание, самосознание - высший его этап (Л.С. Выготский, 1982; С.Л. Рубинштейн, 1946); самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием и позволяет диссоциироваться человеку от среды, разделяя ощущения, идущие извне, и самоощущения (И.М. Сеченов, 1947).

Исходя из анализа исследований, признаком организма является его существование, выраженное самочувствием. Признакииндивида выделялись как возрастно-половые и индивидуально-типичные свойства и формы психики, поведения (Б.Г. Ананьев, 1977; Н.А. Леонтьев, 1975). Признакиличности как проявление социально-типичных или нормированных форм поведения (А.Г. Асмолов, 1983), сферы социальных значений (Н.А. Леонтьев, 1975) и социальных отношений (В.Н. Мясищев, 1995; Б.С. Братусь, 1988). Признакииндивидуальности : особенность социального поведения, творчество и самоактуализация (А. Адлер, 1995; А.Maslow, 1967), уникальность отношений, сферы переживаний и личностных смыслов (З. Фрейд, 1989, 1990; А.Н. Леонтьев, 1975; В.Франкл, 1990; Ch. Osgood, 1964; Д.А. Леонтьев, 1999), надситуативная или сверхнормативная активность (А.Г. Асмолов, В.А. Петровский, 1978; А.Г. Асмолов, 1986; А.Г. В.А. Петровский, 1978; 1991).

Итак, прежде всего следует отметить значимость самоощущений для проявления самосознания. Дифференциация ощущений извне и изнутри позволяет проявиться диссоциации себя и среды. Моменты «забывания себя» и слияния с окружением эпизодически возможны и нормальны. Однако именно самосознание дает возможность не сливаться с окружением, выделять границы (Ф. Перлз, 2001; И. Польстер, М. Польстер, 1997), понимать свою автономность и проявлять независимость. Итак, можно рассматривать, как писал Л.С. Выготский, «самые примитивные формы взаимоотношений с собственным организмом как биологические корни самосознания» (1984 а. С. 228).

Таким образом, первый уровень самосознания - органическое самочувствие. Например, человек, пришедший в себя, задает вопрос: «Где я?» - уже ведя отсчет от себя; ущипнув себя, удостоверяется в реальности происходящего вокруг него, становясь своеобразной точкой отсчета. Понятен дискомфорт человека, когда он «расстроился», он не в форме, точка отсчета флуктуирует. Более того, исследования показывают деформацию функционирования последующих уровней самосознания при плохом самочувствии или депривации базовых потребностей: в безопасности, пище, принятии, любви, отражающихся на самочувствии. Психическая травма в понимании ее как своеобразного разрушения связана с болевыми ощущениями, создающими явный или латентный дискомфорт, или с эмоциональным переживанием по поводу образа события, дающего ощущение неудовольствия. Итак, основу представления о себе дает органическое самочувствие за счет работы внутренней рецепции, непроизвольного переключения внимания, эмоций. Образцом для контроля на этом уровне может являться привычное сенсорное состояние как фоновое самочувствие.

Исходя из индивидного образа жизни, понимание которого дано в разделе 4.1., вторым уровнем образа Я является отражение себя и своих действий в системе координат физического мира: место, время, расположение в пространстве; сила, скорость, направление и т.п. своих действий. Л.И. Божович (1968) показала, что прежде чем ребенок осознает себя социальным субъектом, он осознает себя субъектом активности. Таким образом, ориентировка в своих физических координатах, имея специфику, выступает как отдельный уровень.

Когда человек в виде ориентира и образца использует различного рода социальные категории, нормы, ценности, образуется иной по качеству - третий уровень самосознания. На этом уровне он соотносит свое поведение с тем, что видит себя глазами других людей. Социальный контроль на психологическом уровне становится возможным, благодаря функционированию памяти, не зависимо от реального присутствия других людей. Важную роль в самоорганизации личности имеет понятиеидеального . Так, Б.Д. Эльконин (1994; 1995) вслед за Л.С. Выготским отмечает существованиеидеальной формы действия , предшествующей и взаимодействующей с реальной, составляющей специфику ситуации человеческого развития. Идеальная форма запечатлена в виде образцов поведения, норм и правил, системы значений и понимается как более совершенное, развитое и осмысленное действие, совершаемое в полном соответствии с правилами. Наличие правил контрастирует с их отсутствием в спонтанном натуральном действии и требует от субъекта выхода в рефлексивную позицию.

В процессе того, как другие люди дают ребенку обратную связь о нем как социальном существе, у него возникает условие для соотнесения внешне и внутренне образованного образов Я и для наполнения образа Я содержанием, объединяющим его с другими людьми и отличающим от них. Без выделения уникального наполнения Я-образа невозможны автономность в самоконтроле и эффективность самоуправления в целом. Высшим результатом выделения уникальности в образе Я, пронизывающего все уровни, является осознанное присвоение себе всего того, что человек делает, принятие ответственности за дела и свои поступки, как писал С.Л. Рубинштейн, «в качестве их автора и творца».

Осознание своей личностной уникальности и то, что человек значит для самого себя, оформляется в онтогенезе в Я-концепцию, которая может отличаться у различных людей, например, по степени стабильности (крайние варианты: человек одинаковый в разных ситуациях или наоборот), уровню осознания, интеграции (она есть или ее нет), ценности своего Я , проявляемого как уровень собственного достоинства. Сличения обобщенной Я-концепции с реальными, идеальными и другими образами его Я, образами других людей и социальными нормами вызывают различные оценки себя. Итак, понимание своей уникальности, осознание смысла собственной активности образует особое содержание самопознания и будет представлено отдельным – его 4-м уровнем.

Поскольку социальные образцы не единственные, в сравнении с которыми может осуществляться самопознание, в самосознании человека формируются 4 разноуровневых характеристикиобраза Я как: организма, индивида, личности, индивидуальности. Итак,о бразцы для самоконтроля у человека могут соответствовать разнымобразам его Я : органическому (1 уровень); физическому (2 уровень); общественно-социальному, т.е. публичному (3 уровень); уникально-социальному, т.е. приватному (4 уровень). Четырехуровневый характер контроля связан с четырехуровневым строением способности к осознанию. Причем 1 и 4 уровни осознания Я – оба приватные, но действуют по-разному: органический образ Я – непосредственное информирование, а уникально-социальное Я – опосредствованное, но на обоих уровнях значим атрибут самоценностности (как биологическое или культурное по природе самоотношение). Разноуровневость контроля связана с неоднозначностью в проявлении способности осознавать себя и значение своих действий.

Поуровневую возможность осознания себя можно продемонстрировать на примере человека в ситуации драки. Удар в органических параметрах может осознаваться на уровне самочувствия, напряжения или болевых ощущений; в физических (индивидных) параметрах быть представленным в характеристиках его силы, скорости, времени, а также расположения частей тела в пространстве. Социальными характеристиками становятся значения удара как драки, приема спортивной борьбы, телесного повреждения, убийства. Наконец, личностным смыслом удара может быть нападение или защита, преступление, игра, шутка, испытание себя или самоутверждение. Личностный смысл при болевых ощущениях может формироваться не опосредствованно – через социальные значения, а непосредственно - через органические ощущения. Затем по типу «экстренного реагирования», как «короткого замыкания» в опосредствованной цепи функциональных звеньев самоуправления, проявляться в виде бессознательной или эмоциональной - непосредственной и реактивной регуляции.

Социальные нормы и ценности являются приоритетными эталонами для понимания и контролирования человеком себя, своего поведения в юридически значимых ситуациях. Однако существующие общественные нормы не являются однозначными, устойчивыми и только просоциальными. Проникновение криминальной субкультуры в общество обеспечивается в нашей стране не только количеством людей, отбывших наказание, но и содержанием светской культурной продукции. Так, подростки-подэкспертные понимают слово «опущенный», «лох», «подельник», но не знают, что такое «личное достоинство», «патриот», «волевой человек». Это значит, что контроль их поступков с помощью этих социальных значений может быть затруднен.

Итак, диагностическимии признаками способности осознавать себя и социальное значение своих действий в уголовно-правовой ситуации являются:

а) развитость речи , возможность проявленияумственного плана действий и продлениякоординат жизнедеятельности за счет развития и функционированиясамосознания (координаты: временная, ценностная, центризма);

б) проявление в исследуемой ситуации основных этапов или функциональных звеньев рефлексивной активности, представленных таким образом:

- остановка исполнения (коррекция регуляции),

- выход в рефлексивную позицию (диссоциация в интегрирующем звене),

- осознание результата ,

- самопознание исамоанализ ,

- осознанное целеполагание и программирование способов,

- самоконтроль ,

- самооценка ,

- внутренний диалог (регуляция),

- осознание смысла совершаемого илисамоотношения ,

- прогнозирование,

- кооперация выполняемойдеятельности ирефлексивной активности (интеграция),

- осознание нового результата ,

- принятие решения в видеинициации активности в соответствии с прежними параметрами деяния, или очередное осуществлениесамокоррекции ;

в) уровень сличения с образцом: что охваченоконтролем ;

г) возможность соответствовать требованию сложившейся ситуации при проявлении функциональных звеньев рефлексивной активности;

д) возможность соответствия рефлексивной активности социально-правовым требованиям.

Уровневая модель обсуждаемой способности строится с учетом того, что человек должен не только отдавать себе отсчет в том, чтоон делает (осознание себя), но и в том,что онделает (осознание значения своих действий).

Эталон способности осознавать себя и значение своих действий в уголовно-правовой ситуации :

1 уровень – осознание органических параметров в образе Я, констатацияуровня бодрствования и отнесения совершаемого к себе самому.

2 уровень - осознание физических параметров в образе Я, в своих движениях и действиях.

3 уровень – осознание общественно-социального значения в образе Я, характера своего деяния и его прямых и косвенных последствий.

4 уровень - осознание уникально-социального значения в образе Я, личностного смысла совершаемого.

Характер неполноты («мог, но не проявлял»; «проявлял, но недостаточно») или тотального снижения («не мог») данной способности будет связан с несоответствием этим требованиям.

Следующие выдержки из материалов уголовных дел демонстрируют нарушение 1 и 2 уровней осознания себя и своих действий в аффективных преступлениях, приводящих к тому, что контроль в социальных координатах на 3 уровне осознания будет нарушен: «"Я был сам не свой, в глазах у меня все поплыло". "Я после этих оскорблений полностью перестал ощущать себя и свое тело". "Мне казалось, я сдавил несильно". "Я не почувствовал, каким образом вытащил нож, каким образом удержал его в руке"».

Способность осознавать себя и значение своих действий в полной мере в социально-правовой ситуации проявляется как возможность человека, отражая себя и свои действия как объект, относить к себе совершаемое, соотносить и оценивать при этом свои возможности и состояние с требованиями ситуации, а также с социально-нормативным прогнозом основных (прямых и косвенных) результатов деяния.

Поделиться: